Как снимали самую совершенную фантастику



Под катом описание титанической работы по созданию и съёмке моделей кораблей и транспорта.


В мае 1975 года созданный с нуля отдел модельмейкеров ILM приступил к созданию моделей, разрабатываемых до этого единолично Колином Кантуэллом. Его модели были фантастичнее, чем те, что были сделаны позже, но в большинстве случаев их признали негодными к съемке: они плохо прорисовывались на хромакее. Например, полупрозрачный купол на Y-Wing вряд ли было возможно сделать.






Y-Wing

Джо Джонстон переработал и дизайн истребителя Y-Wing. «Корабль должен был выглядеть устаревшим, и с трудом летающим, - рассказывает Джо. – С него сняли все тяжелые детали, облегчив конструкцию». Но Лукас считает, что модель осталась на 70-80% такой, какую ее нарисовал Ральф МакКуорри. Дэвид Бизли. Стив Гаули и Джо Ирланд построили первую модель. Обтекаемая форма кабины пилота обуславливалась применением технологии отливки частей моделей, впервые примененной именно здесь. Это позволило сделать форму более «чистой» по отношению к другим деталям. Его двигатели были сделаны из частей ракеты Apollo Saturn V, а крышки на них были вырезаны из яйцеобразных пластиковых контейнеров для… нижнего белья. Эти модели были довольно хрупкими и часто ломались в процессе съемки. Недовольные модельмейкеры считали, что операторская команда просто небрежно к ним относится.


Вверху - концепт-модель Колина Кантуэлла. Внизу - рисунки Джо Джонстона


X-Wing

X-Wing претерпел множество изменений. Изначально он был сделан по описанию Лукаса: «Длинный тонкий нос с кабиной пилота сзади, как у драгстера». Колин добавил ему крылья, но его версия была слишком тонкой и изящной. «Это была коробка с арматурой и трубками внутри, плюс моторы, - рассказывает Грант МакКюн. – Но ее постоянно изменяли». «X-Wing прошел через шесть или семь итераций, - дополняет Джо Джонстон. - С ним постоянно было что-то не так, то он слишком тонкий, то спереди выглядит не очень, то нужно добавить «губу» снизу. В общем, с ним провозились долго, чтобы получить форму, которая никому не казалась смешной».




Внизу - модель готова к съемке


Изначально эти корабли принадлежали синему звену, а Y-Wing были красными, но Джон Дайкстра быстро поменял все перед съемкой – для фотографирования на фоне хромакея на модели не должно было быть ничего синего.


Модель Колина Кантуэлла

Звездный разрушитель

Колин Кантуэлл, вдохновленный морскими боевыми крейсерами, снабдил свою модель звездного разрушителя антеннами и тонкими пушками по бокам, которые бы плохо прорисовались на фоне хромакея. «Мы сделали из него крепость, - говорит Джо Джонстон, – которая больше напоминала морской авианосец». По наброску Джонстона Гаули сделал чертеж и потом вместе с Бизли построил модель. Но снимать его можно было только с трех разных ракурсов. Дело в том, что эту модель построили последней, а в начале фильма очень долго красовалась табличка «Пропущенная сцена». Сначала Эдлунд хотел построить огромную модель для подробной панорамы его днища. Но в студии не было столько пространства, сколько бы потребовалось для съемки модели такой величины. Поэтому в итоге пришлось воспользоваться обычной метровой моделью. Модель поместили вверх пузом, а камеру – наклонили вниз. В такой ситуации оператору было проще управлять ригом. Камера была специально построена в отделе оптики. На нее установили специальный объектив, позволяющий снимать резко всю модель с расстояния пол сантиметра.

«Мы знали, что нам придется снимать ее близко, но не знали, что настолько, - говорит Лорн Питерсон. – Особенно это касается момента, когда камера заглядывает внутрь его дока».


Джейми Шорт и Грэг МакКюн собирают первую модель

Эволюция «Тысячелетнего сокола»

Первой полностью законченной в ILM летающей машиной была модель пиратского корабля. Джо Джонстон нарисовал концепты, доработанные Стивеном Гаули, МакКюн и братья Шорты сконструировали ее. И отлили из оргстекла.

«Это была отличная скульптура из акрила, - рассказывает МакКюн. – Джейми Шорт рассчитал с калькулятором все ее размеры на бумаге, он был математиком в команде. Она весила 56 килограмм». После Джо раскрасил модель. В двигатели поместили галогенные лампы, которые изображали выхлопы двигателей. Чтобы лампы не расплавили модель, их поместили в алюминиевые крышки. Джо вырезал из ластика печать, изображающую отпечатки подошв ботинок, и напечатал следы на «крыше» модели. Пол Хастон и Дэйв Джонс наклеили мелких деталей. Миниатюрный постер «Звездных войн» был даже наклеен внутри рубки, но его на камеру все равно видно не было.

Но тут случилось непредвиденное: в ноябре оказалось, что Хану Соло нужны новые «колеса» - в телесериале «Космос 1999», вышедшем на экраны чуть раньше был корабль, похожий на концепт Джонстона, который модельмейкеры только что закончили строить.



По подсчетам модельмейкеров этот корабль стоил $25 тысяч – треть всех моделей. Его длина превышала два метра, а внутренности были набиты электроникой. Этот аппарат в итоге стал повстанческим кораблем, который появляется всего в нескольких планах в фильме, а основной пиратский корабль пришлось делать заново.

«Все были расстроены этим решением, - говорит Лукас, – не говорят уже о том, что оно стоило кучу денег, но его пришлось принять. Я считал, что так будет лучше для визуального рисунка фильма».



Грант МакКюн, Лукас и Джо Джонстон сели, и придумали летающий гамбургер.

«О! Летающий гамбургер – это мой любимый дизайн, - смеется Лукас. – Предыдущий был слишком обычный, а я хотел какой-нибудь этакий корабль, который бы западал в память, поскольку это был ключевой летающий транспорт в фильме. Я придумал его в самолете по пути домой. Это было бы летающее блюдце с характером, но оно отличалось бы от всего показанного ранее».



«Джордж хотел, чтобы это был корабль контрабандиста, - рассказывает Джонстон. – Мы поставили ему двигатели большего размера, и нарисовали два перевернутых блюдца. У моей версии кабина пилота была сверху, а не сбоку. Этот корабль мы сделали быстрее всего, он был готов за неделю». Точнее – в декабре 1975. Над ним работала вся команда – арт отдел ждал чертежи, чтобы начать строить декорации в «Эльстри», ведь корабль требовалось построить в натуральную величину. Чтобы успеть закончить модель во время, модельмейкеры просто раздраконили несколько наборов со сборными моделями существующих автомашин и самолетов (обычная практика в мастерских моделей) и понаклеили на него все, что подошло. Особенно – по периметру торца. Кроме того, с первого корабля была снята кабина пилотов, которую использовали для тех же целей на «Тысячелетнем соколе».



«Тенатив IV»

Забавно, что корабль, который начали строить первым, оказался перед камерой самым последним. Первая версия «Тысячелетнего сокола», которой отказали в экранном времени, превратилась в «Тенатив IV». Поскольку с корабля сняли рубку, ему понадобилась новая. Лукас захотел видеть нечто больше похожее на морскую тварь, поэтому модельмейкеры придумали ему молотоподобную «голову». Плюс корабль должен быть больше в размерах, поэтому Джо Джонстону пришлось убрать отпечатки ботинок, так скрупулезно нарисованные ранее, и добавить мелких деталей, превратив ту же модель в большой лайнер.



«Первый пиратский корабль вышел комом, - рассказывает Джо Джонстон. – На нем не было достаточно деталей, да и покраска была сделана весьма непрофессионально. Но с тех пор мы построили уйму моделей и набили руку. Так что мы вернулись к старому кораблю и переделали его, вторая версия смотрелась куда лучше, она показывала весь накопленный нами опыт в области создания моделей».


Рисунок Джо Джонстона и кадр из фильма


Деннис Мирен снимает спасательную капсулу


Спасательная капсула

Капсула, в которой дроиды покидают борт «Тенатив IV», была историческим транспортом – это первая эффектная цена, которая была снята для «Звездных войн». Ее сделали за полторы недели – модельмейкеры должны были хоть что-то показать Лукасу, когда он вернется из Англии. Капсула представляет собой два ведра для краски, соединенных вместе. Сверху на нее наклеили всевозможных деталей из модельных наборов. Сцену отделения снимали сверху вниз на черном фоне – для нее не требовались даже комбинированные съемки. Три соленоида упирались в модель, когда оператор нажимал кнопку, они разжимались, и модель пролетала мимо яркого источника света. Сжатый воздух выдувал вслед за ней пыль и какой-то мусор – эту идею модельмейкеры подсмотрели в документальных кадрах NASA – сценах отделении ступеней ракет в полете. Команда ILM сбросила капсулу с крыши в волейбольную сеть, которую внизу держали четверо. Второй план летящей на фоне планеты капсулы, был снят позже, уже на традиционном хромакее. Модель была закреплена на риге, который вращал ее так, чтобы центр вращения казался смещенным. Камера отъезжала назад, чтобы показать иллюзию удаления капсулы от точки съемки – это уже работа системы контроля движения Дайкстры.


Концепты Колина Кантуэлла: слева TIE fighter, справа - краулер.

TIE fighter

Истребители TIE были небольшими, но брали числом. Их создали по идее бомбардировщиков Второй мировой. «Тогда были созданы специальные бомбардировщики, который издавали в полете устрашающий звук, - делится Джо. – И их задачей было, прежде всего, пугать людей и наводить панику. Мы решили, что сделаем подобный транспорт. Он не будет иметь особой функциональности, кроме пугающего внешнего вида». Аббревиатура TIE была придумана Лукасом, но никогда не расшифрована. «Я позже расшифровал ее для себя как Twin Ion Engine, - рассказывает Джо Джонстон, - Мне показалось это логичным».



На них обычно тренировался Джо Вискосил, который отвечал за пиротехнику. Проблема заключалась в том, что они были очень маленькими для пиротехники: на большую версию корабля не хватало денег. Плюс пластик очень гибкий материал и сопротивляется взрывам, поэтому корабли для подрыва требовалось делать из пенопласта и эпоксидной смолы.

После того, как модель была утверждена и построена, Пол Хастон сделал отливку из уретановой пены. Части корабля обтачивали, склеивали и раскрашивали идентично основной модели. По ней можно было также пройтись лезвием, чтобы обеспечить разломы в нужных местах. Заряд находился в тканевом мешке, обернутом праймокордом. Но взрыв проходил слишком быстро – легкая и хрупкая модель практически исчезала из вида за пару кадров, посыпая съемочную группу мелкими осколками. В итоге было принято решение снимать взрывы отдельно и потом накладывать их в нужный момент – именно так получили красивые огненные шары, которые были физически невозможны при съемке миниатюрных истребителей.


Вверху - рисунок Джо Джонстона

Во время съемки этих моделей возникла еще одна проблема: под жарким светом софитов их крылья начинали гнуться. «Если модель висела на риге несколько часов пока ее готовили, ее крылья начинали деформироваться, - вспоминает Джо Джонстон. – Нам пришлось дополнительно использовать ребра жесткости».

TIE-fighter Вейдера был создан чисто из кинематографической задачи – выделить тот истребитель, что несет в себе главного злодея фильма. Он, в общем и целом, идентичен стандартному кораблю этой марки, за исключением согнутых крыльев.


Деннис Мирен за работой

«Джордж сказал: «Сделай его новее и быстрее, моделью нового поколения», - вспоминает Джо Джонстон. – Я нарисовал несколько вариантов, из которых Джордж выбрал один. Его повесили на стене в модельной мастерской над столом Стива Гаули, который и собрал финальную версию истребителя».


«Звезда смерти»

Изначально планировалось, что самое мощное оружие Империи будет фоновой картиной, и Ральф МакКуорри даже написал ее (вверху на картине слева). Но при съемке оказалось, что она слишком статична и не дает нужное разнообразие ракурсов. Поэтому Лукас приказал создать модель (внизу на картине слева). Ее отлили из оргстекла в виде двух полусфер метрового диаметра, а потом склеили вместе. Пушку создали, вырезав круговое отверстие в полусфере и приклеив его обратно, предварительно перевернув. Изначально ее покрасили в серебристый цвет, но потом утемнили, чтобы она правильно смотрелась на черном фоне. Потребовалось проделать тысячи дырочек в ее корпусе, чтобы пропустить свет иллюминаторов. Благодаря толщине оргстекла внутренний свет в кадре выглядел вполне естественно, чего нельзя было сказать о рисованной версии корабля. Поверхность станции также была украшена миниатюрными деталями. Модель отлично работала в кадре. По завершении съемок ее просто выкинули во время переезда студии в Сан-Франциско. Но фанаты нашли несчастную, и теперь она находится в частной коллекции.

Кстати, изначально пушку предполагалось разместить на экваторе, но вырезать отверстие в модели в месте склейки полусфер было неудобно, поэтому ее перенесли в северную полусферу. К тому времени рисунки для мониторов были уже готовы, и переделывать их было некогда и не на что, поэтому на мониторах во время инструктажа пилоты повстанцев видели пушку «Звезды смерти» на месте ее первичного расположения.

Поверхность станции на крупных планах - это совсем отдельная песня. Джон Ирланд и Лорн Питерсон, присоединившиеся к команде модельмейкеров в июне 1975, занимались в основном ею. Их опыт промышленного дизайна помог разработать новые технологии в создании частей для киномоделей: лепка форм, силиконовое напыление, а также изготовление отливок тогда в кино еще не применялось.


Незаконченная модель «Звезды смерти»




Деннис Мирен за работой

Лорн и Джон сделали нужную поверхность в двух разных масштабах. Они расчертили деревянную основу по рисункам Джо Джонстона и по этому чертежу сделали фитинги из уретановой пены. Несколько недель они ползали на коленях, собирая панельки в разных вариантах.






Вверху: чертежи, ниже: одна из законченных частей. Ниже: готовая поверхность.

Они же занимались построением траншеи, в которой происходит финальная космическая битва. Технология была той же – деревянные квадраты с уретановым напылением. После чего Лорн и Стивен Гаули вклеивали в нужные места отражающую пленку для имитации окон. Это была ювелирная работа – траншея была все 20 см шириной. Зашедшая в студию Марсия Лукас сказала, что окна слишком большие, и будут выдавать реальный размер модели. Гаули и Петерсон не стали спорить с женой босса, они снова опустились на колени и серым маркером закрасили часть отражающей поверхности пленки.

Поскольку по сценарию на поверхности «Звезды смерти» должны были происходить взрывы, на этих планах требовалась скоростная съемка. Она, в свою очередь предполагает больше количество света. Поэтому планы с пиротехникой снимали на стоянке перед студией.



Панель с поверхностью станции поставили вертикально, а камеру поставили на тележку. Оператор Ричард Эдлунд использовал живую силу (читай - модельмейкеров) для движения своей тележки вдоль модели. Для сцен, требовавших большей скорости движения относительно поверхности станции, камеру водрузили на пикап. Стивен Гаули разгонялся по всей стоянке, набирая максимальную скорость у миниатюрной панели как раз в тот момент, когда срабатывали заряды пиротехника.




Съемка полетов над «Звездой смерти»

Виды «Звезды смерти» с большей высоты не требовали таких сложностей. Ребята просто отсняли с большой высоты реальную поверхность модели, распечатали сотни кадров, вырезали, и сложили в разных вариантах, приклеив результат на сферу.



Пушка, с помощью которой пытались расстрелять повстанческие истребители у поверхности «Звезды смерти» была только одна, хотя зрителям казалось, что их сотни. Пол Хастон построил модель на основе моторизованного шасси. В ее турболазерах установили лампочки, чтобы дать основу аниматорам для последующего врисовывания в планы лазерных зарядов. Миниатюрные копии турболазерной пушки были размещены по всей поверхности модели «Звезды смерти».



Сэндкраулер

Сухопутная баржа джав была довольно мощной моделью 50 см в высоту, которая выдерживала (и при этом могла двигаться) вес взрослого человека. Она была полностью отфактурена с трех сторон, а с противоположной не имела крышки – для облегчения доступа к механике.





«Возможно, мы переборщили с грузоподъемностью, - смеется Лорн Питерсон. – Но это обычное дело в моделестроении. Ведь мы не знали, что ей придется выполнять в фильме, и никто не хотел оказаться человеком, который скажет заказчику: «Нет, она этого не умеет».

Металлический каркас обрамляли фанерные поверхности из финской березы. Рисунки Джо Джонстона показывали транспортное средство с разных ракурсов, и в итоге изображенные им плоскости не совпадали. Чтобы «сшить» краулер, модельмейкеры добавили дополнительных плоскостей ему в «хвост», для сопряжения всех основных поверхностей.

Создание гусениц краулера было отдельной задачей – они не только представляли собой двойной гусеничный трек каждый (это четыре набора), но и должны быть абсолютно идентичными построенной в Тунисе декорации. При этом они должны работать!





Грант МакКюн и братья Шорты нашли сборную модель танка от Tamiya, в которой были действующие металлические звенья для гусеницы, но они были на 3 см уже, чем необходимо. Не долго думая, модельмейкеры отрезали часть треков и приклеили их торцом друг к другу, получив, таким образом, единые звенья нужной ширины. При этом гусеница не только сохраняла свою функциональность, но и получала дополнительные детали, становясь уникальной в дизайне. Модельмейкерам нужно было создать 250 звеньев для песчаной баржи – весьма трудоемкое производство. Именно здесь Лорн Питерсон и Джо Ирланд впервые применили метод отливки деталей по форме.


Лорн Питерсон готовит модель к съемке


Идет съемка

Снимали эти сцены в пустыне под Рандсбергом, недалеко от места расположения ILM. Дело в том, что три члена оригинальной команды ILMщиков имели лицензии пилотов и самолет, а студия располагалась буквально через дорогу от небольшого аэродрома. Иногда Дайкстра, Боб Шеперд и Грант МакКюн брали коллег показаться. Но это были не просто развлекательные полеты – парни заодно искали место для съемок, которое бы напоминало тунисскую пустыню. И вот во время одной из таких вылазок ребята нашли локацию, напоминающую миниатюрный Гранд Каньон. Там и сняли два необходимых плана с краулером: в одном машина удалялась от камеры в ночное время, а во втором – подъезжала к месту аукциона. Для второго кадра модельмейкеры выкопали яму для камеры, чтобы получить кадры нужного ракурса.




Модель спидера

Лэндспидер и скайхупер Люка

При создании оригинальной версии «Звездных войн» было использовано две разные по масштабу модели спидера. Самая маленькая, 15 см в длину, появляется в сцене, когда песчаные люди видят спидер вдали и пытаются в него прицелиться. Вторая модель, почти метр в длину, появляется в одном плане – когда мы видим, как спидер проносится над камерой (эти кадры были вырезаны из спецвыпуска фильма). На самом деле у этой модели было только три законченные стороны. Снимали эту сцену с помощью системы контроля движения на фоне хромакея.


Концепты Колина Кантуэлла. Слева - спидер, справа - «Звезда смерти»

Модель скайхупера никогда не строили. Вместо этого она появляется как часть декорации в интерьере гаража. Зато в фильме есть кадр, в котором Люк играет с игрушечным скайхупером – это концепт-модель, построенная Колином Кантуэллом. В этой сцене Марк Хэмилл ломает его подставку, что, впрочем, не мешает ему продолжать отыгрывать Люка в кадре.


Собрано по книгам:
The Making of Star Wars by J. W. Rinzler
Creating the Worlds of Star Wars. 365 Days by John Knoll
Sculpting the Galaxy by Lorne Peterson

2 комментария:

  1. Все фотки пропали...

    ОтветитьУдалить
  2. Увы, да :(
    Поленился скопировать картинки в своё хранилище, а оригинальные пока недоступны из-за проблем с хостингом. Надеюсь, что доступ к ним восстановится.

    ОтветитьУдалить

Всегда рад приятному общению…